Вопросы философии

Вопросы философииСогласно достаточно распространенному мнению, проблема идеального тесно связана с основным вопросом философии, обусловливается им. «Фундаментальное значение категории идеального определяется основным вопросом философии,— пишет, например, Д. И. Дубровский.— Его содержание выражается противопоставлением и соотнесением категорий материи и сознания, материального и идеального, бытия и мышления. Категория идеального является непременным компонентом постановки и решения основного вопроса философии» . В подобном же ключе строил обоснование проблемы идеального Э. В. Ильенков. Конечно, нельзя ставить под сомнение предлагаемую аргументацию в целом. Но является ли отношение к основному вопросу философии для категории идеального исходным и в этом смысле фундаментальным? Действительно ли, формулируя мысль несколько иначе, проблема идеального возникает по преимуществу в контексте основного философского вопроса? Представляется, что указанную проблему, как, впрочем, и основной вопрос философии, правильнее было бы рассматривать в более общей плоскости. Поэтому главную посылку дальнейшего изложения составит тезис, согласно которому природа идеального коренится в механизмах рефлексии, выводима из них. Вне отношения к рефлексии категория идеального теряет смысл, ибо она как раз и характеризует сознание с точки зрения свойства, обнаруживаемого им в актах осознания. Что же касается основного вопроса философии, то он, фиксируя, по сути дела, рефлексивную позицию, вводит специфический для философии как теоретической формы план интерпретации сознания. Отсюда следует, что понятие «идеальное» отнюдь не является синонимом категории сознания, точно так же, как и о противоположности сознания и материи правомерно говорить лишь в контексте, задаваемом подходом, в русле которого данное понятие возникает. Феномен идеального имеет место только в системах с рефлексией, а те трудности и неоднозначность выводов, которые сопровождают современные обсуждения проблемы идеального, вытекают по преимуществу из того, что в ее анализе не соблюдается «принцип» отношения к рефлексии. Читайте так же: как правильно брить зону бикини.

Основной момент, не позволяющий согласиться с предложенной интерпретацией, заключается в том, что отношение «образ — оригинал», о сколь бы сложных и активных формах такового речь ни шла, содержит множество вещественно-энергетических и тому подобных параметров, которые отнюдь не выделяют качественно образ из мира прочих вещей, и соответственно использование категории идеального приходит здесь в противоречие с известным принципом, запрещающим умножать число сущностей без необходимости. Вообще обращение к контексту отражения при выявлений статуса феномена идеального в силу ряда обстоятельств не может быть сочтено достаточно плодотворным.

Написать ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: