Традиция философского осмысления

Традиция философского осмысленияКаковы же особенности анализа сознания в каждой из этих двух традиций философского осмысления мыслительных процессов? Прежде всего зафиксируем «объективность» рефлексии и «субъективность» понимания. Трансценденталист — ская традиция, возникшая еще в античности, получила развитие в философии Нового времени, когда была осознана недостаточность анализа сознания лишь как предметно-ориентированного. Этот первичный уровень анализа был дополнен исследованием рефлексивных механизмов функционирования и совершенствования познающего разума. Однако отождествление всего философского анализа сознания с рефлексией зиждется на некоторых неявных предпосылках, в част — иости на превращении механизмов предметно-ориентированного мышления в парадигму гносеологии. Рефлексия при этом трактовалась как дистанцированно-отстраненное наблюдение за когнитивными процессами и работой сознания, как внеситуативная аналитика сознания, раскрывающая в безличном описании объективно идеальную, надличностную структуру истинного знания и безличностные процедуры познания. Во всех интерпретациях сознания и мышления можно выделить две модели — объектную и ситуативноконтекстуальную. Мышление предстает, с одной стороны, как направленное на объект, как объектно-ориентированное. Согласно этой модели, мышление всегда есть «мышление о чем — то». С другой стороны, мышление всегда включено в контекст человеческого общения, функционирует в сети социокультурных связей, в определенной исторической ситуации. Если рассмотреть его под этим углом зрения, то возникает модель, согласно которой мышление всегда есть «мышление в мире», в мире человеческой коммуникации и истории.

Традиция рефлексии находится всецело в пределах объектной трактовки мышления как «мышления о…». Рефлексия понимается как «мышление о мышлении», как мышление, сделавшее объектом познания самое себя. Иными словами, предметно-ориентированное мышление как бы раздвинуло свои горизонты, ко всей совокупности исследовательских областей добавив еще одну область — самое себя. Конечно, появление наряду с различными областями сущего, ставшими объектами различных наук, еще одной области — мышления — привело к глубоким метаморфозам в философии, поскольку стали анализироваться основания и предпосылки знания, явное и неявное в работе сознания и т. п. Однако в этой модели мышление понимается как предметная данность, непосредственная очевидность, а процедуры и способы наблюдения, описания и репрезентации, характерные для предметно-ориентированного мышления, не только сохраняются, но и приобретают философско-гносеологическую санкцию. Можно сказать, что рефлексия — это философскогносеологическая экспликация характеристик предметноориентированного сознания, придание им четкости, ясности и конструктивной силы.

Написать ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: