Течение жизни

Течение жизниЧеловек может реализовать по крайней мере две возможности: или полностью Совпадать с условиями своей жизнедеятельности, или Быть в отношении к этим условиям. Первое, по известной мысли Маркса, есть животный способ жизни. Для него вполне достаточно наличных, природных способностей. Для второго способа, при котором человек делает «самое свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания», этих способностей недостаточно. Чтобы субъект мог встать в отношение к чему-либо, это «что-либо» должно быть дано ему кай несовпадающее с ним; нужен выход за пределы непосредственного, натурального течения жизни. Однако собственно органических, врожденных органов «выхода» у человека нет, имеющиеся же органические способности позволяют лишь сливаться, совпадать со своей жизнедеятельностью. Иными словами, родившийся человек должен сразу, с ходу реализовывать свой человеческий способ жизни, но специальных, готовых средств такой реализации изначально у него нет. Такова дилемма. Рассмотрим ее.

Родившись, ребенок попадает не в вакуум, а в некоторое культурно-историческое поле — поле наличной социальности, наличных форм сознания и видов деятельности. Он преобразует жизнедеятельность взрослых в способ своего существования; наша жизнедеятельность становится валентной относительно родившегося ребенка. Формы обращения взрослого к ребенку воспринимаются самим ребенком теми средствами, которыми он располагает; тем самым он формирует орган своего самобытия. Можно сказать и иначе: фактическим «пространством» возникновения и существования субъективности младенца становится Со-бытие взрослого и ребенка. Именно здесь зарождаются основные, специфические способности, «функциональные органы» субъективностиг обеспечивающие ребенку саму возможность отношения к своей жизнедеятельности.

Написать ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: