Специфическое явление

Специфическое явлениеС нашей точки зрения, рефлексия — это специфическое явление в сфере духовного освоения человеком мира, отнюдь не совпадающее с познанием человеком самого себя. Такое познание может быть и не рефлексивным. Ф. Энгельс писал: «Два рода опыта: внешний, материальный, и внутренний — законы мышления и формы мышления» . Именно внутренний опыт является той непосредственной данностью, на которую направлено познание в рамках рефлексии. Это не значит, конечно, что рефлексия замыкается исключительно в границах внутреннего опыта и является синонимом самонаблюдения, интроспекции, хотя в исходном пункте дело обстоит именно таким образом. Больше того, вполне правомерно рассматривать «самые примитивные формы взаимоотношений с собственным организмом как биологические корни самосознания».

Однако рефлексия в ее развитом, развернутом виде приобретает две принципиально важные отличительные черты. Во-первых, внутренний опыт выступает здесь лишь исходным пунктом движения познания, конечным пунктом является внешний опыт. Таким образом, подлинным предметом рефлектирования выступает отношение внутреннего опыта к опыту внешнему. Рефлектируя, мы воспринимаем действительность не саму по себе, а так, как она дана относительно нашего сознания, представлена в формах мышления. Человек не только мыслит мир, но и способен воспринимать его как нечто мыслимое. Как в физике в определенных ситуациях следует учитывать позицию наблюдателя, так и в деятельности вообще необходимо в некоторых случаях принимать во внимание то, каким образом действительность задана относительно внутреннего опыта человека. Во-вторых, рефлексии в развитой ее форме свойственна направленность не на индивидуальные аспекты внутреннего опыта, которые присущи именно рефлектирующему субъекту, а на универсальные, всеобщие его стороны.

Написать ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: