Полярные противоположности

Полярные противоположностиПодведем некоторые итоги. Несомненно, что рефлексия является одним из фундаментальных механизмов становления собственно человеческого способа жизни. Подражание всегда работает по принципу удвоенияЛюбой жизненной формы; так, удваивая жизнедеятельность взрослого, подражание формирует со-бытие его и ребенка,; формы бытия которых взаимоотражаются друг в друге. В этой «двойственности», в со-бытии как раз и возникают функциональные органы отношения к различным условиям самого бытия. Так как эти органы складываются не «в уме», а в реальном пространстве со-бытия они с самого начала носят телесно выраженный характер.

Рефлексия, в противоположность подражанию всегда раздваивает некоторое исходное, тотальное единство,, делает его полярным. Полярные противоположности не могут взаимоотображаться, а только — иновы — ражаться. Вопрос, следовательно в том, как возможно это иновыражение? Ему должно предшествовать выполнение ряда условий. Первым из таких условий является произвольная остановка, прекращение естественного течения какого-либо процесса; уже сама остановка чревата выходом за пределы текущего состояния — в свое другое Поэтому следующим условием является обязательная фиксация остановленного движения в некотором другом. Только после выполнения этих условий складываются те предпосылки, которые обеспечивают иновыражение исходного движения. Форма объективности зависит от того смыслового поля внутри которого совершается объективация. Соответственно и каждое из отмеченных условий будет оформляться «в материале» того смыслового поля в рамках которого разворачиваются рефлексивные процессы „ Прослеживая становление рефлексивного сознания в онтогенезе, мы так или иначе включали эти условия в само рассмотрение этого процесса. Этих условий, как очевидно, достаточно для формирования плана самосознания — отличения «я» от «не-я». Однако подлинное освоение и овладение «не-я» предполагает не только его объективацию, придание ему полярной формы, но и отчуждение, освобождение его от субъективной пристрастности, а соответственно и самостного существо — го мира превращает наличные обстоятельства самобытия в особые функциональные органы типа установок, привычек, орудийных навыков, схем поведения и т. д., многие из которых становятся предметом деятельности общения ребенка и взрослого. Аффективно-оценочная речь взрослого фиксирует их как особые, ценностно-значимые для всех. Более того, встречная речь ребенка и предметно-орудийные действия, ориентированные на взрослого, создают и закрепляют множественные точки идентификации, точки самодостоверности и самотождественности; возникает специфическая форма сознания — «мы — они» , где «мы» и есть субъективность, а «они» — потенциальная объективность.

Написать ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: