Конструирование идеальных объектов

Конструирование идеальных объектовИтак, мы зафиксировали наличие двух традиций в трактовке того, что в целом можно обозначить как рефлексивные процессы,— традицию собственно рефлексивного анализа сознания, ведущую к прояснению идеальных значений и связанную с конструированием идеальных объектов, и традицию понимания, ведущую к уяснению тех смыслов, которые проявляются в межличностном общении, в самом процессе коммуникации. И дело не в терминологии, а в принципиальном отличии этих двух форм рефлексивного анализа сознания. Между ними существует большое число опосредствующих звеньев, промежуточных, «гибридных» форм, которые пытались осмыслить рефлексию исходя из актов коммуникации, истолковать ее в контексте понимания, различные варианты персонализации рефлексии и трансцендента — лизации понимания. Очевидно, в этих «гибридных» формах выразилась догадка о дополнительности этих двух ориентаций в философском анализе сознания, осознание того, что они не только исключают, но и дополняют друг друга, и вопрос о том, как в ходе межличностной коммуникации достигаются взаимопонимание, интерсубъективность и тем более объективно-идеальные, смысловые, относительно инвариантные структуры не столь прост, как представляется на первый взгляд.

Попытки построения синтетической модели рефлексивных процессов, которые учитывали бы своеобразие объективирующей рефлексии и коммуникативного понимания, вряд ли могут ограничиться утверждением, что они дополнительны. Необходимо показать, как конкретно реализуется связь между этими двумя формами рефлексивных процессов. В этом случае можно будет глубже понять то, на каких моментах жизни сознания делает акцент та или иная традиция.

Написать ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: