Герменевтико-экзистенциальная традиция

Герменевтико-экзистенциальная традицияГерменевтико-экзистенциальная традиция развертывает иную модель мышления, рассматривает механизмы и способ существования рефлексивных процессов в ином контексте — в контексте общения. Мышление здесь трактуется как «мышление в ситуации», «мышление в коммуникации». При таком подходе принципиально не допускается внеситуативное внекоммуникативное истолкование сознания и мышления. Когнитивные акты оказываются вплетенными в акты коммуникации. Понимание себя и другого, формирование образов своего и чужого «я», интерференция взаимно отраженных «я», пересечение взаимных оценок и самооценок интерпретируются как моменты ситуации межличностного общения. Поэтому и знание, вплетенное в акты общения, имеет иной статус — оно неотделимо от межличностного общения, исполнено исторически-ситуативным смыслом и укоренено во времени.

Совершенно закономерно, что отношение к коммуникативным истокам сознания оказывается в этих двух традициях различным. Традиция рефлексии предполагает вынесение актов коммуникации «за скобки» и выявление структуры гомогенного опыта, трансцендентальной субъективности как подлинного гаранта истинности знания. Все социальные и социально-психологические характеристики знания оцениваются как исток ложности сознания, как предрассудки, от которых сознание должно быть очищено с тем, чтобы раскрыть структуру надличностного мышления — разума. Рефлексия оказывается механизмом монологического развертывания трансцендентального субъекта, который в ходе самоуглубления объективирует себя и «снимает» все объективно-мыслительные формы как формы превращенного сознания. Традиция/рефлексии исходит из оппозиции диалектических категорий, прежде всего сущности и существования, сущности и явления, субстанции и атрибутов. Апеллируя к сущности, она развертывается в рамках «эссенциалистского» мышления.

Написать ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: